Главная > Византия в IV—XV в. > Христианская церковь и еретические движения в Византии.

Христианская церковь и еретические движения в Византии.

Христианская церковь и еретические движения в Византии.

В идеологической и социально-политической жизни византийского общества большую роль играла христианская церковь, в IV в. ставшая союзницей и опорой государства.
И в сфере церковной организации, и в области церковной догматики еще в этот период намечаются различия между западной и восточной церквами. Константинопольский патриарх постоянно соперничает с римским в борьбе за главенство в христианском мире. Однако отличительной чертой организации церкви в Византии была исторически сложившаяся большая зависимость ее от императорской власти.
Уже в ранней Византии в основном складывается сложная и разветвленная церковная иерархия. Церкви принадлежали многочисленные земельные владения, обрабатываемые рабами, колонами, мелкими арендаторами, а в городах — эргастерии и лавки. Церковь получала ряд привилегий: духовенство было освобождено от налогов (за исключением поземельного) и повинностей; епископы и другие высшие иерархи имели право суда над клириками.

Основные догматические положения господствующей христианской церкви вырабатывались в ожесточенной богословской и социально-политической борьбе. Много споров и возражений вызвал главнейший догмат христианского символа веры о «троичности бога». Противоречивые истолкования этого догмата породили еретические учения. За богословскими разногласиями в ересях всегда скрывались общественные силы, выступавшие против господствующей церкви и государства. В этот период широкое распространение в Восточной Римской империи получило арианство, проповедовавшее положение о том, что Христос, бог-сын, не равен богу-отцу, но сотворен им.

Арианское духовенство первоначально вело простой образ жизни, чуждалось стяжательства и накопления богатств, резко критиковало господствующую церковь, чем привлекло симпатии широких народных масс и вызвало жестокие гонения со стороны церкви. Позднее арианство все больше утрачивало связь с народом.
В 30—40-х годах V в. в Сирии возникло новое еретическое учение — несторианство, названное по имени главы движения Нестория. Несториане также критиковали догмат о троичности бога и считали Христа человеком, ставшим мессией в силу сошествия на него святого духа. Основное ядро несториан составляло духовенство и купечество восточных провинций Месопотамии, Сирии, отчасти Египта, настроенных сепаратистски по отношению к центральному правительству и ортодоксальной церкви. Но оппозиционность несторианства породила к нему симпатии народных масс. В 431 г. на III Вселенском соборе в Эфесе (Малая Азия) несторианство также было объявлено ересью и подвергнуто суровым гонениям.

император Юстиниан - император Византии.

Большое распространение в ранней Византии получило моно-фиситство. В отличие от ариан и несториан монофиситы считали, что Христос обладает лишь одной и притом божественной природой. Они также требовали от духовенства отказа от роскоши и земных благ, что привлекло к ним сочувствие народных масс. Для купцов, крупных землевладельцев, высшего духовенства Египта, Палестины, Сирии оно также было знаменем сепаратизма. В 451 г. на IV Вселенском соборе в Халкидоне монофиситы были осуждены как еретики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2010-2024 История - История древнего мира.