Главная > Византия в IV—XV в. > Литература Византии

Литература Византии

Литература Византии

В литературе Византии IV— VI вв. можно наметить два основных направления: одно основывалось на античном культурном наследии, второе отражало проникновение церковного мировоззрения. Между этими направлениями шла борьба; вместе с тем они испытывали воздействие друг друга. И хотя христианское миросозерцание возобладало, в византийской литературе никогда не исчезали античные традиции. В IV—VI вв. были широко распространены античные жанры: речи, эпиграммы, любовная лирика, эротическая повесть. С конца VI — начала VII в. зарождаются новые литературные формы, например церковная поэзия (гимнография), виднейшим представителем которой был Роман Сладкопевец. Для гимнографии характерны отвлеченный спиритуализм и в то же время использование народной мелодики и ритмики народного языка. Большую популярность в VII—IX вв. получает жанр назидательного чтения религиозного характера для широких масс — жития святых. В них причудливо переплетались легендарные рассказы о чудесах и мученичествах святых с реальными событиями и живы-ми бытовыми деталями жизни народа.
Со второй половины IX в. и особенно в X в. начинается активное собирание византийскими писателями и учеными работ античных авторов. Патриарх Фотий, Константин Багрянородный и другие внесли значительный вклад в дело сохранения памятников эллинской культуры. Фотием был составлен сборник отзывов о 280 произведениях античных авторов с обстоятельными выписками из них, получивший название «Мириобиблион» («Описание множества книг»). Многие утраченные ныне сочинения античных писателей дошли до нас только в выписках Фотия. В придворных кругах получили широкое распространение прозаические и стихотворные романы, как правило, на темы античной истории и мифологии.

В X—XI вв. в Византии на основе народных эпических песен о подвигах в борьбе с арабами складывается знаменитый эпос о Ди-генисе Акрите. В нем с незаурядной поэтической силой прославляются подвиги знатного феодала и его любовь к прекрасной девушке Евдокии. Народный в своей основе эпос о Дигенисе Акрите впитал многие черты феодальной идеологии.
После 1204 г. усилился традиционный византийско-латинский антагонизм. Но вместе с ним шел процесс взаимного культурного обогащения. Латинская Романия стала посредником в передаче эллинского культурного наследия на Запад, прежде всего в Италию. На латинский язык были переведены многие произведения античных и византийских авторов. Но и греческая сторона усваивала отдельные стороны культуры латинского Запада. Так появился, например, греческий рыцарский роман; в греческую поэзию внедрялись элементы куртуазной лирики.

Византия литература.

В литературе поздней Византии усиливаются гуманистические тенденции, интерес к человеческой личности во всех ее проявлениях. Раздвигаются горизонты: все больше стран и народов становится предметом повествования византийских авторов. Иногда такие описания, как, например, у историка XV в. Лаоника Халко-кондила, облечены в форму нового для Византии жанра — новелл. Большим числом талантливых произведений представлена поздне-византийская народная литература: это басенный эпос, сатира, сборники любовных песен и стихотворений и, наконец, горестные «плачи» по завоеванным османами землям, по царице городов — Константинополю.

2 комментариев к записи “Литература Византии”

  1. Таня:

    Моя благодарность.

  2. Камила:

    История литературы Византии мало изучена, это вследствие сложных социальных и экономических процессов, происходивших в государстве. В основном известна и хорошо изучена литература, созданная церковью. Церковь играла главенствующую роль в в Византии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2010-2024 История - История древнего мира.