Главная > Греция > Законодательство Солона в Афинах

Законодательство Солона в Афинах

Законодательство Солона в Афинах

Солон, по поздней античной традиции, входил в число семи великих мудрецов древности. Благодаря изданным им законам были заложены основы будущей афинской демократии.

В 594 г.  до Р.Х. Солон становится  архонтом и проводит реформы. При нем развивается  оливководство — олива, по преданию, была дарована Афинам самой дочерью Зевса  Палладой, которая в споре  с Посейдоном предложила жителям города оливковую ветвь, ставшую символом процветания и благосостояния полиса. Афины начинают широко  торговать оливковым маслом, Солон поощряет разведение виноградников и расширение садов, регулирует водоснабжение в засушливых областях за  счет рытья новых колодцев. Он вводит интересный закон: если отец не научит сына ремеслу, то сын вправе  отказать родителю в помощи в старости, то есть владение определенным ремеслом становится  одним из элементов гражданского  статуса  человека. Солон проводит изменения в весовой и монетной системах: устанавливаются  обязательные для всей Аттики единые стандарты, способствующие развитию торговли. Вводятся  законы против роскоши: запрещается  устраивать дорогие погребения, устанавливать роскошные гробницы и приносить большие жертвы. Данные постановления были направлены против знати.

полисная демократия

Антиаристократический характер носили и     социальные реформы Солона, который впервые в Греции ввел  понятие имущественного  ценза. Солон разбивает всех  граждан на четыре  разряда согласно размеру  их имущества. Человек, обладавший 500 медимнами дохода (медимн  — мера  сыпучих тел, около 50 л), входил в первый раз ряд «пятисотников». Второй раз ряд (ценз — 300 медимнов) — так называемые «всадники». Всадники и пятисотники — высшие категории граждан — получали почетное право  служить в коннице и избираться  на гражданские должности. Третий раз ряд — зевгиты, «владельцы упряжки волов» (200 медимнов) — должны были служить в тяжеловооруженной пехоте, поскольку не мог ли содержать лошадь. Тех, кто владел доходами меньше 200 медимнов (четвертый раз ряд), называли фетами, и они получали лишь право  голосовать в народном собрании. Ценз определял зависимость общественного  положения гражданина не от его родовитости, а от имущественного  состояния, — в этом и состояла важность социальных реформ.

Солон отменяет долговую кабалу  — задолженности, связанные с закладом земли, и делает свободными многих земледельцев. Активизируется  деятельность народного  собрания, Солон вводит  Совет четырех сот, который осуществляет подготовку дел в промежутках между созывами собрания.

Реформы Солона легли в основу  демократической системы Афин, представлявшей собой вершину политического  творчества  древних греков, не превзойденную впоследствии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2010-2024 История - История древнего мира.