Восстание «комунерос» и его последствия.
Категория: Новое время
Карл родился в 1500 году в Нидерландах, не знал испанского языка, впрочем, как и немецкого. В 1517 году он впервые приехал в Испанию. Из Нидерландов за ним следовал целый эскорт фламандских советников. Они вскоре заняли все важнейшие государственные, церковные должности и начали расхищать государственную казну. Там было что расхищать. Это не понравилось испанским грандам, так как они считали, что ограбление государства – их неотъемлемое право. Да и сам Карл смотрел на Испанию, как на источник доходов.
В 1518 году Карл с большим трудом добыл деньги у кортесов – эти деньги он был должен немецким банкирам Фуггерам, «поддержавших» его кандидатуру на пост императора Священной Римской империи. В 1519 году Карл попросил новый заем. Однако кортесы выдвинули определенные условия:
король не должен покидать Испанию;
не назначать на государственные должности иностранцев;
не отдавать им на откуп сбор налогов.
Карл согласился с требованиями кортесов, получил деньги… и тут же покинул страну, оставив вопреки всем обещаниям своим наместником епископа утрехтского Андриана (20 мая 1520г.) Депутаты Кортесов разъехались домой, и в стране вскоре началось восстание, получившее название «комунерос» (1520-1522). В нем принимали участие различные слои испанского общества: среднее и мелкое дворянство; города, в лице ремесленников и торговцев; крестьяне.
Во главе движения стал город Толедо (столица Испании в этот период). Из него вышли два вождя этого движения: Хуан де Падилья и Педро Ласо дела Вera, оба из толедской знати.
Главный лозунг движения – «Да здравствует король и смерть дурным министрам». 29 июля 1520 года представители городов собрались в Авиле и провозгласили создание союза «Святой Хунты». Литаврина Э.Э. в своей статье «К проблеме экономического упадка Испании в XVI веке», опубликованной в сборнике «Из истории средневековой Европы (X-XVIII вв.» – М., 1957) выделяет два периода движения: лето-осень 1520 года, 1521-1522 гг.
На первом этапе, считает автор, сложился союз дворянства и городов. Чем это объяснить? Сепаратизм феодальной знати находил поддержку у городского патрициата и бюргерства, которые выступали за сохранение средневековых вольностей, т.е. против абсолютизма. Не случайно экономически развитые города Андалузии не поддержали восстание. В этот период и программа была довольно умеренной. Жалобы восставших были изложены в 1520 году. Коннстабль так их суммирует в письме королю от 7 июля 1520 года:
«нелюбовь короля к испанцам – все должности светские раздали иностранцам;
вывоз звонкой монеты из страны – что тяжело отразилось на экономике;
назначение иностранцев на церковные должности;
несогласованность с местными властями налоговой политики;
нарушение законов и обычаев Кастилии;
отсутствие короля в стране и трудности общения с ним».
Однако по мере развития событий движение становилось все более
радикальным, в нем явно слышались антидворянские, антифеодальные ноты.
Испанский историк Альтамира-и-Кревеа считает, что первоначально движение было чисто политическим. Оно объединяло все слои испанского общества и, в первую очередь, мелкое дворянство. Однако вскоре восстание приобрело народный, антисеньориальный характер.
На втором этапе (1521-1522) программа восставших стала более радикальной. Она называлась «99 статей». В ней кортесы требовали:
независимости от королевской власти;
в том числе, права собираться каждые три года, независимо от воли короля;
запрещения продажи государственных должностей и т.д.
В статьях имелись и антидворянские требования. Например, восставшие предлагали:
закрыть доступ дворян к муниципальным (городским) должностям;
обложить дворянство налогами;
ликвидировать его «вредные привилегии».
Это привело в лагерь «комунерос» кастильских крестьян. В апреле 1521г. Хунта заявила о своей поддержке крестьянского движения, направленного против грандов, как врагов крестьянства и всего королевства. Это привело к дальнейшему размежеванию сил – дворянство и знать перешли в лагерь противников движения. Лишь незначительная часть дворян осталась в составе Хунты. Главную роль в ней стали играть средние слои городов. Началась деморализация и дезертирство. 23 апреля 1521 года совет Хунты решил вести свои войска в бой. Он произошел в местечке Вильяларе. Войска наместника Карла V нанесли поражение восставшим. Руководители движения были захвачены в плен и обезглавлены.
Авторы хроник рассказывают, что когда осужденных вели на эшафот, то глашатай объявил: «Таково наказание, совершаемое над этими кабальеро по приказу короля и от его имени. Им отрубят головы, как изменникам и возмутителям народа и как похитителям власти. Один из руководителей, Браво, с негодованием ответил: «Лжешь ты, и лжет тот, кто тебя послал: мы не предатели, а ревнители народного блага и защитники свобод королевства». Конвоир ударил его палкой, а Падилья (руководитель восстания) заметил: «Сеньор Хуан Браво, вчера нужно было драться по-рыцарски, а сегодня надо умирать по-христиански».
Говоря о причинах поражения в этом бою, хронисты называют: сильный ливень; измену артиллерии.
Но видимо, главное в том, что войска Падильи просто не смогли оказать достойного сопротивления.
Правда, город Толедо держался еще шесть месяцев, там движение возглавила жена Хуана де Падильи Мария Пачеко. Она даже обращалась за помощью к французскому королю Франциску I. Хронисты описывают такой случай, что и после сдачи Толедо, Мария находилась в городе и надеялась на подъем движения. В это время 1 февраля 1522 года в Толедо праздновали избрание кардинала Андриана римским папой. Город был иллюминирован, и Марию Пачеко обнаружили, но она, переодевшись в мужское платье, бежала со своей служанкой-мавританкой в Португалию.
До 1524 года в Испании было не спокойно. Волнения проходили в Валенсии, на острове Майорка. Но и здесь очаги сопротивления постепенно были подавлены.
Движение «комунерос» было сложным по своему составу и противоречивым по выдвигаемым требованиям. Оно было начато грандами и средневековым бюргерством и быстро распалось из-за внутренних противоречий между ними. Вероятно, можно согласиться с точкой зрения Маркса о том, что в основе движения «лежали защита вольностей средневековой Испании против притязаний современного абсолютизма».
Бюргерство использовало эти события для защиты своих старых прав и привилегий. Союза городов с абсолютизмом не было. Нарождающаяся буржуазия плохо представляла себе выгоды от союза с королевской властью, да и Карл V вряд ли предоставил бы ей эти выгоды. Время Карла V (I) (1516-1555) было временем становления испанского абсолютизма. Каковы его особенности?
1). Испанский абсолютизм опирался на разветвленный государственный аппарат- бюрократию. Этот аппарат обладал самостоятельностью, она проявлялась: в слабости испанской буржуазии; в силе дворянства и католической церкви (их интересы отражал испанский абсолютизм).
2). В Испании сохранились сословно-представительные органы кортесы. Они существовали в провинциях, и тем самым несли в себе некие сепаратистские тенденции.
3). Степень централизации Испании была слабее, чем во Франции и Англии.
Подавление движения «комунерос» имело отрицательные последствия для дальнейшего развития Испании.
1). Крестьянство Кастилии было отдано в полную власть реакционным грандам, которые примирились с абсолютизмом.
2). В ходе восстания было сломлено могущество городов, сокращены их старинные вольности, ухудшилось их экономическое и политическое положение. Это отразилось и на позиции испанской буржуазии.
3). Карлу удалось покончить и с политической ролью дворянства. В 1539 году кортесы отказали королю в вотировании налогов, и Карл удалил из них оппозиционеров. Для кортесов это был смертельный удар. После 1539 г. их собрания все более напоминали обычную придворную церемонию. Да и количественно они сократились до 36 человек. Сами заседания проходили не чаще одного раза в 3-4 года.
После поражения движение «комунерос» политика испанского абсолютизма определялась интересами паразитирующих групп. Это гибельно сказалось на испанской экономике, о чем речь шла выше.
Очень много.
Лозунги типа Смерть дурным министрам можно применить и к сегоднящнему дню.