Главная > Греция > Развитие геометрического стиля в Древней Греции в XI—VIII вв. до н. э.

Развитие геометрического стиля в Древней Греции в XI—VIII вв. до н. э.

Развитие геометрического стиля в Древней Греции в XI—VIII вв. до н. э.

От искусства XI в сохранилась почти исключительно одна керамика, которую принято называть протогеометрической. Вместо разнообразия и изощренности форм критской и микенской керамики с ее богатой росписью мы находим здесь только набор обиходной посуды небольших размеров и простой формы, с очень простой орнаментацией. Стенки посуды, за исключением одной или нескольких полос, бывают покрыты слоем коричневой краски, а в чистые полосы той же краской вписывается простой линейный орнамент, который повторяется несколько раз подряд: круги, точки, ломаные линии и т. п. При всей своей непритязательности, протогеометрическая керамика не может быть названа керамикой первобытной. От последней она отличается высокой гончарной техникой, унаследованной от крито-микенского периода (гончарный станок, лаковая краска), а также согласованностью украшения вазы с ее формой. Этот принцип лёг в основу всей греческой расписной керамики.

В Х в. до н. э. протогеометрическая керамика сменяется керамикой геометрического стиля. В это же время появляются художественные изделия и из других материалов, главным образом из бронзы. Но керамика все же остается основным нашим источником для знакомства с художественным стилем Х — VIII вв.Уже в Х в. до н. э. начинают выделяться отдельные центры гончарного производства, изделия которых отличаются друг от друга более или менее существенными деталями, хотя принципы стиля всюду одинаковы. Наивысшего расцвета геометрический стиль достигает в Аттике. Формы сосудов теперь становятся более разнообразными и строение их отдельных частей и всего сосуда — более четким и соразмерным.

Наряду с посудой, предназначенной для повседневного употребления, появляются миниатюрные вазы для духов и огромные сосуды, ставившиеся на могилах. Техника гончарного производства характеризуется более тщательной промывкой глины, более искусной формовкой сосудов и равномерностью их обжига. Круги и прямые линии орнамента выполняются при помощи циркуля и линейки. Вместе с тем усложняется и роспись ваз: обогащается запас орнаментальных мотивов, и на его основе создается целая система геометрической росписи сосудов. Элементами этой системы являются по-прежнему линейные орнаменты, часто приближающиеся к формам простых геометрических фигур: прямые и ломаные линии, точки, треугольники, ромбы, квадраты, шашки, кресты различных форм, меандры, концентрические круги и разнообразные комбинации из этих простых фигур и линий. Выбрав один орнаментальный мотив, мастер-гончар повторяет его много раз и получает, таким образом, горизонтальные полосы с бесконечным рядом одного и того же орнамента. Полосы при этом располагаются таким образом, что отдельные ряды орнамента чередуются, сами же полосы отделяются одна от другой простыми ободками.

Искусство Древней Греции

Эта система росписи позволяла мастеру комбинировать выбираемые орнаментальные полосы и одновременно соразмерять их друг с другом в зависимости от общего плана декоровки сосуда. Эта система, первоначально довольно простая, впоследствии усложняется. Горизонтальная полоса прерывается квадратными полями, куда вписываются отдельные самостоятельные мотивы — розетки, птицы, различные животные. Наконец, на высшей ступени развития геометрического стиля (конец IX и первая половина VIII в. до н. э.) появляются изображения человека. Первые вазы с фигурными сценами найдены были на Дипилонском кладбище в Афинах, и потому стиль ваз этой категории носит название дипилонского. Это сосуды огромного размера (свыше 11/2 м высоты), стоявшие на могилах в виде надгробных памятников.

Передача отдельных фигур и композиция сцен в целом отличаются крайней наивностью. Живопись эта силуэтная. Человеческая фигура состоит из двух огромных ног, изображаемых всегда целиком в профиль, короткого, изображаемого впрямь туловища в виде обращенного вершиной вниз треугольника, похожих на плети рук, прямой черты, изображающей
шею, и круглой или овальной головы с выступающим из нее носом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2010-2024 История - История древнего мира.