Главная > Новое время > Появление новых классов в Европе.

Появление новых классов в Европе.

Появление новых классов в Европе.

Для раннего нового времени характерна  все усиливающаяся сословная размытость общества. Это касается и духовенства, и дворянства, и представителей третьего сословия. Например, духовенство не только состояло из аристократического слоя и низшего, но и в ходе Реформации с ее секуляризацией церковных земель и монастырей пополняло ряды нищих и бродяг. Мы уже не говорим о том, что именно из среды духовенства формировалась духовная элита раннего нового времени. Подобные процессы происходили в среде дворянства, бюргерства, крестьянства. Новые формы развития экономики, внутренней и внешней торговли требовали новых людей, с нетрадиционным мышлением, с предпринимательской хваткой и т.д. Так возникают новые классы, социальные слои, изменяется традиционная стратификация общества.

Термин «буржуазия» произошел от французского слова «бург» – город. Лингвистически буржуазия – это жители городов. Карл Маркс писал: «Буржуазия выросла из экономики капиталистической, эволюция в экономике привела к эволюции социальной, то есть общественной». Вернер Зомбарт и Макс Вебер дают буржуазии, как и капитализму, исключительно идеалистическое объяснение. Вебер находит буржуазию в древнем Китае, Индии, Вавилонии, Зомбарт – во Флоренции XIV века. Фернан Бродель справедливо упрекает либеральных историков в том, что они ставят проблему исключительно в «ментальном плане», рассматривая эволюцию рационального мышления, вместо того, чтобы заниматься эволюцией общества или даже экономики, из-за боязни последовать по пути, проложенному Марксом. Знаменитый французский историк полагает, что столь явный «идеализм» есть не что иное, как «увертка», которой воспользовались сторонники «цивилизаций», чтобы ускользнуть от признания заслуг Карла Маркса (Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. – М., 1986-1992. – Т.1, с.546).

В любом случае очевидно одно – представители нового класса выросли в основном из третьего сословия – сословия горожан и крестьян. Еще в XIII веке короли с помощью городов одержали победу над реакционными силами феодальной аристократии. Благодаря этому союзу сложились централизованные государства в Западной Европе. В этот период происходит возвышение городов, буржуазия богатела под покровительством сословных монархий. Однако было бы неверным связывать возникновение буржуазии только с эволюцией средневекового бюргерства. В ходе ПНК буржуазия складывалась из различных социальных слоев: а) это горожане (купцы, ростовщики, отдельные цеховые мастера, ремесленники, работающие вне цеха,  и даже немногие наемные работники); б) в состав буржуазии вливалась и нарождавшаяся буржуазная интеллигенция: юристы, врачи, представители свободных профессий; в) сельская буржуазия формировалась преимущественно из зажиточного крестьянства, именно оно стало заниматься фермерством; г) постепенно сближался с буржуазией и тот слой дворянства, который приобщался к капиталистическим формам ведения хозяйства. Например, английское дворянство – джентри. Можно согласиться с Броделем, а также с Максом Вебером в том, что становление нового класса было бы невозможно, если бы, как отмечал именитый французский историк, не «сложился новый образ мышления, в общих чертах – образ мышления еще раннего капитализма, совокупность правил, возможностей, расчетов, умения жить и обогащаться одновременно. То была рискованная игра». (Бродель Ф. Указ. раб. — Т. 2, с. 546).

В это же время складывался и класс наемных рабочих. Главная составная часть нарождавшегося пролетариата была создана в процессе обезземеливания крестьянства и разорения мелких ремесленников. Лишенные средств существования бывшие крестьяне, ремесленники, кустари превращались в работников мануфактур или батраков.

Рассмотренные выше изменения в экономике изменили и облик феодального государства. На смену сословно-представительным пришли абсолютные монархии.

Абсолютизм как историческое явление – особая социально-политическая система, складывающаяся в ранний период перехода от традиционного к  индустриальному обществу и отражающая временный баланс социальных сил. Абсолютная монархия – политический режим с юридически неограниченной деспотической властью. Черты нового государства находят на рубеже XV-XVI веков и сторонники формационного и сторонники цивилизационного подхода в изучении истории.

1. И те, и другие отмечают, что это связано с изменениями в экономике, политике, идеологии. Правда, последователи Маркса акцент делают на экономические факторы, последователи Вебера — на идеологические.

2. И те, и другие полагают, что новая форма государства начинается с Генриха VII в Англии, Людовика XI во Франции, Фердинанда Католика в Испании.

3. И те, и другие считают, что абсолютные монархии сломали все предшествующие сословные учреждения: провинциальные штаты, вольные города, сеньории и даже мелкие государства.

Однако суть абсолютных монархий сторонники «формаций» и «цивилизаций» определяют по-разному.

Маркс и Энгельс считали, что абсолютные монархии возникают в переходные эпохи, когда старые феодальные классы приходят в упадок, а из сословия горожан формируется класс буржуазии, и не одна из этих двух сил не имеет перевеса в обществе. Государство в лице монарха получает на время определенную самостоятельность, то есть становится выше уже слабого дворянства и еще слабой буржуазии. В дальнейшем равновесие двух слабых сил (классов) будет нарушено, возвышение буржуазии и дальнейшее ослабление дворянства приведет к тому, что буржуазия будет требовать политического участия – настанет эпоха буржуазных революций. Такова марксистская схема эволюции абсолютизма.

Вебер и Зомбарт термин «абсолютизм» не употребляют, полагая, что новое государство осталось почти таким же, каким оно было прежде. Главнейшие его задачи почти не изменились, менялись лишь средства решения этих задач. Какие же важнейшие задачи были у традиционной западноевропейской монархии.

Первая задача – заставить себе повиноваться, заменить возможную вспышку ярости легитимным насилием.

Вторая задача – контролировать экономику, чтобы завладеть значительной частью национального дохода и обеспечить свою роскошь, свою войну — то есть свои расходы.

Третья задача – участвовать в духовной жизни страны и даже руководить ею, то есть извлечь дополнительную силу из могущественных религиозных институтов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2010-2024 История - История древнего мира.