Главная > Греция > Искусство Эпохи Фидия (450—400 гг. до н. э.).

Искусство Эпохи Фидия (450—400 гг. до н. э.).

Искусство Эпохи Фидия (450—400 гг. до н. э.).

Расцвет афинской демократии в V в. до н. э. и первенствующее положение, занятое Афинами, ярко отразились в их строительной деятельности. Столица эллинского мира украсилась рядом прекрасных зданий, служивших образцами для архитекторов, работавших в других греческих полисах, и в этом смысле оказала сильное влияние на общее развитие эллинской архитектуры. В глазах потомства архитектурный ансамбль афинского акрополя остался непревзойденным образцом античного строительного искусства.
После ухода персов Афины представляли груду развалин и отстроить город заново было насущной необходимостью. Еще при Кимоне город украсился рядом новых строений, но только после возвышения Перикла и после перенесения кассы Афинского морского союза в Афины государство полностью развернуло свою деятельность по реконструкции столицы. В течение 30 лет правления Перикла была задумана и частично выполнена колоссальная строительная программа. Эта программа состояла из трех частей.

Первым крупным строительным предприятием Перикла была постройка так называемых Длинных стен, соединивших Афины с Пиреем и завершивших систему обороны столицы и ее гавани против внешних врагов. Вслед за тем, вероятно около 450 г. до н. э., проведена была полная реконструкция Пирея по проекту, разработанному архитектором Гипподамом из Милета — первым, насколько известно, пропагандистом идеи планового строительства городов.

В начале 40-х гг. приступлено было к полной перепланировке акрополя, производившейся несколькими архитекторами под общим руководством Фидия. Скала акрополя представляет естественную возвышенность (около 150 м над уровнем моря), расположенную в середине Аттической долины и имеющую неправильную продолговатую форму. Бока ее обрывисты и неприступны со всех сторон, кроме западной.

Еще в микенскую эпоху акрополь был центром города и его крепостью. Здесь же сосредоточены были и древнейшие культы города. После завершения оборонительной системы города акрополь потерял свое военное значение, и возникла мысль превратить его в «скалу Афины» — культовую и показную часть города.

Над всем комплексом крупных и мелких сооружений акрополя царил Парфенон. Построенный на самой высокой части холма, близ южного его обрывистого ската, Парфенон был виден отовсюду и, как бы вырастая из скалы, образовывал ее естественное завершение. В этом удивительно удачном выборе места для главного храма, в согласовании форм Парфенона с формой его подножия — акропольской скалы и с характером ландшафта всей Аттической равнины, наконец, в сознательном подчинении остальных строений акрополя главному зданию, чувствуется гениальный замысел художника, который сумел широко подойти к своей задаче и осуществить мечту целого народа, выношенную многими поколениями.

Искусство Эпохи Фидия (450—400 гг. до н. э.).

 

Акрополь был центром Афин еще в микенскую эпоху. Парфенон был возведен целиком, вплоть до черепиц крыши, из пентелийского мрамора. Постройка его была закончена в 16 лет и превзошла своим великолепием все другие храмы Эллады. Архитекторами его античная традиция называет Иктина и Калликрата, но общее руководство и здесь, как и в других постройках Перикла, принадлежало Фидию. Парфенон — дорийский перистильный храм, возвышающийся на трехступенчатом стилобате.

Строительная деятельность эпохи Перикла не ограничилась реконструкцией акрополя, а коснулась и нижней части города Афин, а также других городов Аттики. Влияние разработанных аттическими архитекторами новых архитектурных форм сказалось и далеко за пределами Аттики.

В мраморных дорийских храмах этой эпохи наблюдается склонность к большей стройности и легкости пропорций, а также к введению в дорийский ордер ионизмов. В построенном архитектором Парфенона, Иктином, храме Аполлона в Фигалии (Аркадия) впервые появляются колонны с коринфскими капителями, где основной орнамент состоит из листьев аканфа.

В ионийских храмах доминирует новая разновидность ионийского стиля, так называемый аттико-ионийский стиль, отличающийся от собственно ионийского несколько иной формой баз, каннелюр и капителей колонн. К эпохе Перикла относятся и первые дошедшие до нас крупные здания для общественных собраний.

Под восточным склоном акрополя, еще в начале правления Перикла, был построен большой концертный зал (Одеон). В Элевсине был запроектирован Иктионом великолепный мраморный телестерий (зал собрания для посвященных в мистерии).

Эпоха наивысшего расцвета греческого искусства— эпоха Фидия. Она с полным правом носит имя того великого художника, который стоял во главе аттической школы в то время, когда Афины были художественным центром всей Эллады.

Фидий, сын Хармида, афинянин по происхождению, учился у пелопоннесских мастеров. При Кимоне Фидий уже работал в Платее и в Дельфах над статуями, воздвигнутыми в честь победы греков над персами. Молодость Фидия совпала, таким образом, с расцветом строгого стиля. В начале 40-х годов Фидий, в то время уже зрелый художник, был привлечен Периклом к работам по реконструкции Афин и руководил ими вплоть до 432 г. до н. э., когда он оказался замешанным в политическом процессе, направленном против Перикла, обвинен в утайке части золота, предназначенного для статуи Афины-Девы, и в святотатстве и заключен в тюрьму. Освобожденный под залог, внесенный за него жителями Элиды, Фидий переселился в Олимпию и создал там самое знаменитое из своих произведений—статую Зевса Олимпийского.

Из упоминаемых античными писателями довольно многочисленных работ Фидия до нас не дошло ни одной; тем не менее его художественный облик вырисовывается довольно ясно, отчасти благодаря античным описаниям его произведений, отчасти по копиям и воспроизведениям его работ, среди которых видное место занимают памятники, найденные в греческих колониях Северного Причерноморья, главным же образом на основании остатков скульптурных украшений Парфенона, исполненных, если и не лично Фидием, то частично под его непосредственным наблюдением и по его чертежам и макетам.

Из двух наиболее прославленных произведений Фидия, культовых статуй Парфенона и храма Зевса в Олимпии, первая более известна. Это был настоящий колосс, высотой в 12 м (вместе с пьедесталом), исполненный в так называемой хризоэлефантинной технике, заключавшейся в том, что деревянная основа статуи обкладывалась тонкими пластинками золота и слоновой кости.

В своих творениях Фидий воплотил религиозно-общественные идеалы Афинского государства в период расцвета его экономики и политического могущества, когда Афины были центром Эллады и стремились к гегемонии над всем эллинским миром. Творчество Фидия поражает прежде всего своим всеобъемлющим характером и широком размахом.

Эпоха Перикла имеет в истории античной живописи столь же крупное значение, как в истории других родов искусства, однако памятники живописи погибли и лишь скупые фактические данные и малонадежные литературные свидетельства сообщают о жизни и деятельности художников второй половины V в. до н. э. Даже вазовая живопись бессильна оказать существенную помощь, так как в ней по-прежнему имеет место одноцветный или полихромный рисунок, тогда как монументальная живопись переходит теперь к передаче светотени. Этот переход является крупнейшим событием в истории не только античного, но и мирового искусства, ибо он знаменует начало подлинной иллюзионистической живописи, на основе которой развилась живопись нового времени.

Четыре художника особенно прославились в последние три десятилетия V в. до н. э.: Аполлодор из Афин, Зевксис из южно-италийской Гераклеи, Агафарх из Самоса и Паррасий из Эфеса. Аполлодор получил прозвание «живописца теней», и, весьма вероятно, он и был основателем иллюзионистической живописи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2010-2024 История - История древнего мира.