Последние комментарии

Главная > Греция > Литургия в Древней Греции

Литургия в Древней Греции

На богатых гражданах Древней Греции лежала специальная обязанность отдавать часть своих доходов обществу. Это так называемые литургии. Содержание этого термина может быть определено как деятельность на пользу государству. Возникновение литургии восходит к тому времени, когда отправление государственных должностей еще не оплачивалось, войско вооружалось за собственный счет, государство не имело устойчивого дохода, а поэтому богатые граждане, управлявшие в своих интересах государством, считали делом чести брать на себя значительные издержки на общегражданские нужды.

Богатые метеки привлекались к литургиям наряду с гражданами, но не могли участвовать в литургиях военного характера, а также в некоторых литургиях, связанных с культом. Наиболее значительными, повторяющимися периодически были литургии, связанные с организацией празднеств: хорегия и гимнасиархия. Хорег должен был набрать хор для выступления на праздничных театральных состязаниях, обеспечить его необходимыми костюмами, оплачивать его обучение и кормить всех его участников в период обучения и во время празднества.

Большей частью во время подобных состязаний каждая из десяти аттических фил выставляла свой хор. Гимнасиархия состояла в организации гимнастических состязаний, например бега с факелами, устраивавшихся в Афинах пять раз в году. Кроме издержек на обучение участвующих в состязании гимнасиархи должны были заботиться об освещении и украшении места состязаний. Так же как и хореги, они выступали от каждой филы по выбору архонта-басилея.

Литургией, связанной с войной, была триерархия. Расходы по постройке новых триер и снабжению их мачтами и парусами брало на себя государство. В обязанности триерарха первоначально входили только заботы о хорошем состоянии корабля и его оборудования. Иногда это требовало больших затрат, особенно если корабль был уже не нов. По-видимому, в середине V в. до н. э. расходы триерархов на корабль увеличивались: приобретение мелких корабельных снастей также было отнесено за счет триерарха, который должен был, кроме того, набирать и обучать экипаж, а в некоторых случаях и оплачивать его.

Древнегреческое государство

В период, когда в распоряжении Афин было 400 кораблей, в списки триерархов были внесены 1200 богатых граждан с таким расчетом, чтобы каждый из них мог быть триерархом не чаще, чем раз в три года. В год своей триерархии он должен был оставлять все свои обычные занятия и лично наблюдать за кораблем. Чтобы облегчить тяжесть этой литургии, триерарх освобождался от всех других литургий и чрезвычайных налогов. После Сицилийской экспедиции, когда расходы по сооружению и поддержанию флота возросли, а финансовый кризис в Афинах углубился, афинянам пришлось отказаться от персональной триерархии и перейти к новой форме — синтриерархии: было разрешено объединиться двум-трем триерархам для заботы об одном корабле.

Однако эта реформа большого облегчения триерархам не принесла, а породила лишь беспорядок и безответственность. Поэтому синтриерархия существовала недолго. По-видимому, в связи с противодействием богатых людей системе триерархий гражданам, не по силам обложенным литургиями, было предоставлено право передавать свою литургию другому, более богатому гражданину. Мы знаем об этом своеобразном  институте только по источникам IV в. до н. э., но он, надо полагать, существовал и в V в. до н. э. При хорегии — архонт, при триерархии — стратеги назначали краткий срок (обычно три дня) для обжалования неправильно наложенной литургии, в течение которого привлеченный к литургии гражданин должен был вызвать на исполнение данной литургии другого гражданина, более состоятельного, чем он, и свободного от повинности. Вызванный мог или принять предложенную литургию, или согласиться на обмен своего имущества с вызвавшим его литургом.

После обмена имуществом он обязан был нести литургию из имущества, полученного им в обмен. Вокруг литургий велась борьба между богатыми и бедными гражданами Афинского государства; в периоды господства олигархов наряду с демократическими институтами упразднялись обычно и литургии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2010-2017 История - История древнего мира.