Главная > Византия в IV—XV в. > Византия в конце XII в. Классовая борьба.

Византия в конце XII в. Классовая борьба.

Византия в конце XII в. Классовая борьба.

Византия в конце XII в.

К концу XII в. внутриполитическое положение империи стало неустойчивым. После смерти Мануила I властью овладела придворная камарилья во главе с регентшей при малолетнем Алексее II Марией Антиохийской. Казна расхищалась. Мария открыто покровительствовала итальянцам, у которых искала опору против собственного народа. Столица кипела от негодования. В 1182 г. восставший народ расправился с обитателями богатых итальянских кварталов, обратив их в руины. Воспользовавшись народным движением, власть захватил представитель боковой ветви Комнинов Андроник I Комнин (1183— 1185). Прийдя к власти вопреки воле крупных феодалов, Андроник в борьбе с ними искал опоры у мелких землевладельцев и купечества. Он отменил так называемое береговое право, обычай, позволявший грабить купеческие суда, когда они терпели бедствие. Пресекая лихоимство чиновничества, император установил точные размеры налогов и упорядочил их сбор, компенсируя доходы чиновников более высоким жалованьем. Продажа должностей была запрещена. Имущество недовольных представителей знати конфисковалось. Современники сообщают об оживлении ремесла и торговли в правление Андроника и о некотором улучшении в положении крестьянства.

Но реформы были половинчатыми и не вели к глубоким переменам. Сложившаяся государственная система империи осталась неприкосновенной. Налоги по-прежнему были крайне тяжелыми. Андроник восстановил отмененные ранее привилегии венецианцев. Купечество Константинополя выражало недовольство такой политикой. Столичная знать и провинциальная феодальная аристократия поднимали против Андроника восстание за восстанием. Соперничавшие ранее феодальные группировки объединились против императора. Андроник ответил неслыханным террором, прибегнув к массовым князям. В 1185 г. сицилийские норманны вновь вторглись в империю (их помощи против Андроника просили опальные вельможи), захватили и подвергли разгрому Фессалонику. Против императора был составлен заговор. Его схватили и зверски убили.
Власть захватил крупный феодал Исаак II Ангел (1185— 1195). Он отменил нововведения Андроника. Конфискованные им владения знати были возвращены прежним собственникам или их наследникам. Исаак II щедро раздавал в прению остатки земель со свободным крестьянством. Казна растрачивалась на пиры и увеселения. Налоговый гнет возрос еще более. Среди чиновничества процветало взяточничество. Армия слабела. Флот находился в плачевном состоянии. Аппарат государственной власти был поражен глубоким кризисом. Империя в целом переживала кризис. Резко сокращались ее границы. Еще в 1183 г. венгры захватили Далмацию, сербы наступали на Македонию. В 1184 г. отложился Кипр. В 1186 г. на Балканах образовалось Второе Болгарское царство, чью независимость Византия признала в 1187 г. В середине 90-х годов XII в. крупнейшие феодалы Македонии отказались повиноваться императору. В 1190 г. империя признала независимость Сербского государства (оно сложилось в X в., но в начале XI в. сербские княжества были подчинены Византией). Развал империи вызвал новые смуты при дворе. Исаак II был свергнут своим братом Алексеем III (1195—1203).

Классовая борьба. Еретические движения.

Крестьянские антифеодальные выступления в конце XI—XII в. отличались наибольшим размахом преимущественно в тех районах, где сохранялось свободное крестьянство. В последней четверти XI в. в провинциях империи на Балканах, особенно во Фракии и Македонии, оживилось движение павликиан. Его центром был Филиппополь. В 80-х годах XI в. еретики подняли здесь открытое восстание, изгнали чиновников и отказались повиноваться императору. Высланная против них армия была разбита. Второе восстание они подняли в начале XII в. Алексею I удалось хитростью схватить предводителей павликиан и обезоружить их главные силы. Вожаки еретиков погибли в тюрьмах, остальные подверглись конфискации имущества и были переселены на новые места.
Одновременно усилилось влияние богомильства, причем не только на болгарских землях (где это еретическое движение возникло еще в X в.), но и в областях с греческим населением, в том числе в городах. Название ереси, как полагают, восходит к имени священника Богомила (Богумила), возглавившего в X в. первую богомильскую общину в Болгарии. Учение богомилов, близкое к учению павликиан, также отражало социальный протест угнетенного крестьянства и городской бедноты против феодальной эксплуатации, против гнета государства и господствующей церкви. Богомилы не признавали учения официальной церкви, церковной иерархии и церковных обрядов. Они создали свою религиозную систему, построенную, как и павликианство, на дуалистической основе. Богомилы вели аскетический образ жизни, жили законспирированными общинами. Победы своих идеалов они ожидали вне материального мира, царства зла, а в загробном мире. Однако понятными народу и зовущими его на борьбу были социальные идеи богомилов, отвергавших все устои феодального строя. Они призывали не повиноваться властям и не трудиться на господ. Богомилы подверглись жестоким преследованиям.
Их глава Василий был в 1111 г. публично сожжен живым в Константинополе.

В XII в. вспыхнул ряд восстаний в Малой Азии. Чрезвычайно накалилась обстановка в городах, особенно в Константинополе. Налоговый гнет и мелочная опека государства душили ремесло и торговлю. Константинопольцы восставали в 1181, 1182, 1185 и 1186 гг., но восстания неизменно подавлялись. У повстанцев не было ни отчетливого понимания социальных причин своих бедствий, ни ясности цели, ни союзника в деревне. Столичная знать в критические минуты направляла гнев народа против иноземцев. Обстановка в Константинополе была крайне сложной и тревожной, когда под его стенами появился флот участников Четвертого крестового похода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2010-2024 История - История древнего мира.