Главная > Новое время > Учение Мартина Лютера

Учение Мартина Лютера

Учение Мартина Лютера

Как уже отмечалось, реформационное движение было подготовлено гуманистическими и еретическими учениями XIV-XV вв. В начале XVI века с критикой папства все чаще выступают сами священнослужители. Одним из них был «великий августинец» Мартин Лютер (1483-1546). Он закончил богословский факультет, в 1510 году впервые посетил Рим и был настолько потрясен увиденным, что всю свою дальнейшую жизнь посвятил борьбе с папством. 31 октября 1517 года в саксонском городе Виттенберге Лютер выступил с 95 тезисами против индульгенций, тем самым зажег факел общеевропейской Реформации.

Средневековье знало немало попыток «улучшить» нравы духовенства и «очистить» церковь. Одним из объектов критики католицизма стала продажа индульгенций (т.е. отпущение грехов). Отпущения грехов имели давнее прошлое. Еще в раннем христианстве царство загробных мучений было поделено на ад и чистилище. Ад – наказание, вынесенное только Богом, чистилище, как считали ученые-богословы, видно и церкви. Отсюда, вместо чистилища на небесах, человек может быть наказан и на земле. Так появились епитимии (покаянные тяготы и муки), заменяющие чистилище. Епитимии тоже можно «заменить». Заменой стали сатисфакции – покаянные благодеяния, заменяющие покаянные страдания. Идея сатисфакции завоевала признание в эпоху крестовых походов. В 1095 году папа Урбан II ввел индульгенции – отпущение грехов церковью. С 1390 года такие отпущения стали дароваться не только паломникам, но и тем, кто внес имущественный или денежный взносы в пользу церкви. В 70-е годы XV века церковь печатает разрешительные грамоты. Купив ее, получатель фактически имел отпущение грехов. Он мог также «отпустить»! муки своему родственнику или другу, томящимся в чистилище.

Можно согласиться с Э. Соловьевым в том, что продажа индульгенций противоречила не только здравому смыслу, но и нарождающемуся юридическому сознанию. Например: антицерковные прегрешения шли по более высокой цене, несмотря на то, что церковь утверждала равенство людей перед Богом. Богатые могли откупиться от любых грехов, бедные – нет. Где есть купля-продажа, там есть и кредит, кредит на преступления. Все это понимает Мартин Лютер. Его тезисы – сдержанный, суровый и горький документ. Они были той искрой, которая взорвала бочку с порохом: в Германии началась Реформация. Интересна первоначальная реакция папского Рима на выступление доктора Мартина. Папа Лев X из дома Медичей был меценатом, любителем изящной словесности, однако он не обратил внимания на революционность выступления Лютера. По поводу тезисов он заявил: « Бред немецкого монаха, упившегося пивом».

В своем первом сочинении Лютер отрицает власть церкви над чистилищем, гневно обличает торговлю индульгенциями, выдвигает свое основополагающее положение «об оправдании одной верой». Человек сам оправдывается за свои грехи, лучшим оправданием является его Вера. Вера же не есть свободный выбор человека, она – Божья милость. А как же священники, церковь? Священники, по Лютеру, нужны лишь затем, чтобы толковать крестьянам Священное Писание. Признавая частичную греховность человека, Лютер из семи таинств католицизма оставляет только два: крещение и причащение.

Антипапская направленность учения Мартина Лютера проявилась в его втором положении: «Божественная истина заключена только в Библии», т.е. Ветхом и Новом Завете. Тем самым реформатор отрицал «Священное Предание» – постановления Соборов. Из этого отрицания возникло утверждение о греховности духовенства и папства. В своих последующих работах доктор Мартин говорит о приоритете светской власти над властью духовной. Из него следует право светской власти на секуляризацию церковных имуществ, тем более что большинство земель было закреплено за церковью именно постановлениями церковных Соборов. Выступление Лютера поддержала вся Германия: князья и города, крестьяне и рыцари. Однако каждое сословие понимало Реформацию исходя из собственных, вполне земных интересов. Практически до 1546 года, то есть до самой своей смерти страстным и достаточно последовательным борцом против Рима был Мартин Лютер. Его тактика менялась, однако антипапская направленность деятельности оставалась неизменной.

Как же оценивается роль Лютера в историографии? Историки и теологи написали о докторе Мартине тысячи книг и статей, его роль в истории Германии доведена до статуса национального героя, особенно в работах историков-протестантов. Другие авторы, историки-католики изображают его не иначе как попом-растригой, полагая, что из-за Лютера не была решена задача национального объединения страны.

Традиционная отечественная историография явно недостаточно уделяла внимание доктрине Лютера, зато подробно анализировала социально-классовую суть его учения. Общепринятой была точка зрения на то, что Лютер – идеолог немецкого бюргерства, причем консервативной его части. В исследованиях М.М.Смирина, Ю.К.Некрасова, В.Е.Майера, Э.Соловьева, и др. была предпринята попытка проследить эволюцию взглядов Лютера. Выделяется три условных периода его деятельности:

Первый: 1517-1520 гг. Лютер просил: проверяйте, испытывайте, опровергайте то, что я вычитал в Писании. Он готов участвовать в диспутах, надеется решить вопрос мирными средствами, он против насилия (см. Письмо Мартина Лютера папе Льву Х от 1518 года.) В 1520 году после папской Буллы об отлучении его от церкви, доктор Мартин призывает идти «в битву с приспешниками сатаны». Однако его революционность и бескомпромиссность касается только католического духовенства и папы. Он убежден, что «папа-антихрист и папский престол – седалище сатаны». В 1520 году имя Лютера сделалось настолько популярным в разных слоях немецкого народа, что папский представитель вынужден признать в своем донесении в Рим: «Девять десятых Германии кричат «Лютер!», остальная десятая – по меньшей мере – «Смерть римскому двору»!

Второй: 1521-1523 гг. В эти годы большие надежды на Лютера возлагали деятели рыцарской оппозиции. Рыцарский проект государственной централизации  связан с именем выдающегося гуманиста Ульриха фон Гуттена. Но мечты идеологов рыцарства были обречены на провал. Восстание 1522 года под руководством фон Зиккингена потерпело поражение. Доктор Мартин не поддержал рыцарское восстание, считая идеальным ненасильственное сопротивление папству. Уже в своей работе «К христианскому дворянству немецкой нации…» он оправдывает насилие против папства лишь в том случае, если государи (в первую очередь Карл V) объявят войну римским преступникам. Реформатор не поддержал Ульриха фон Гуттена и Франца фон Зиккингена (руководителей рыцарского восстания), ибо считал, что «ни одна капля народного недовольства не может тратиться на мирские распри – все на борьбу с папской церковью».

Третий: 1524, 1525-1546 гг. В эти годы немецкий реформатор продолжает критику католицизма, вместе с тем он осуждает участников Крестьянской войны 1524-1525 года, и особенно их руководителей – анабаптистов. В 1524 году он пишет донос властям города Мюльгаузена, куда в то время перебрался реформатор-анабаптист Томас Мюнцер: «Этот человек уже доказал…, что от его деятельности нельзя ожидать иных плодов, кроме убийства, восстания и кровопролития». Мюнцер же считал, что, борясь только с папством, «значит проводить реформу только наполовину». Лютер, по мнению народного вождя, «плохой реформатор, он подкладывает подушки нежному телу, слишком превозносит веру и мало значения придает делам».

Мартин Лютер портрет

Поражение крестьянства в войне 1525 года рассматривается Лютером как благо. С этого времени он делает ставку на князей, поддерживая Реформацию в отдельных княжествах. В конце жизни великий реформатор разочарован – в стране царит хаос, беззаконие, идут междуусобные конфессиональные войны. Его надежды не оправдались…

Как же оценить вклад Лютера в развитие европейской цивилизации? Вероятно, главный итог его деятельности – это становление веротерпимости, зарождение внутренней свободы человека, обоснование индивидуализма. Лютер дал новому обществу новую идеологию, а значит, объективно способствовал движению вперед. Лютер, сын своего народа, он отражал интересы общества в целом. Вместе со своим народом он часто сомневался, ошибался, делал шаги и вперед и назад. Но в главном, в своей борьбе с папством, бывший августинский монах оставался непреклонен: «На том стою и не могу иначе».

Пожалуй, лучше других сказал о Лютере Стефан Цвейг: «Лютер – сын горца и потомок крестьян, переполненный физической силой, хитрый и откровенно мнительный, брызжущий здоровьем, жизнелюбивый и грубо радующийся своему жизнелюбию («Я жру, как богемец, и пью, как немец»), упругий, налитой сгусток жизни, ярость, варварство целого народа, сосредоточенные в одной незаурядной натуре. Гений Лютера проявляется в стремительности чувств в тысячу раз сильнее, чем в интеллекте… Он – великий борец». (Цвейг С. Триумф и трагедия Эразма Роттердамского // Наука и жизнь. 1966. № 11. С.108).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2010-2024 История - История древнего мира.