Главная > Греция > Социальная структура гомеровского общества.

Социальная структура гомеровского общества.

Социальная структура гомеровского общества.

В «Илиаде» и в «Одиссее», если, конечно, иметь в виду не микенские реминесценции, но основное их содержание, Греция выступает в еще более раздробленном и разобщенном состоянии, чем в более позднюю эпоху. Каждая небольшая община, состоящая из группы родов, живет своей обособленной жизнью; каждая имеет свои органы управления: правителя (басилея), совет старейшин, народное собрание; каждая имеет свою территорию, состоящую из  полей, лугов и и виноградников, свой «полис», под которым следует, однако, разуметь не государство-город в более позднем понимании этого термина, но всего лишь поселок, по-видимому далеко не всегда обнесенный стенами. Только время от времени отдельные родовые общины объединяют свои силы для совместных военных предприятий — подобный случай и положен в основу повествования «Илиады».
Но и под стенами Трои предводители отдельных отрядов, вошедших в состав объединенного ополчения, ревниво продолжают оберегать свою самостоятельность. Власть Агамемнона, получившего командование над всем ахейским войском, не отличается ни широтой полномочий, ни особым авторитетом. Все важные вопросы, связанные с ведением войны, решаются им не единолично, а на собрании «ахейских сынов кудреглавых», и то только после совета с «благородными» и «скиптроносными» старейшинами, такими же басилеями, как к сам Агамемнон. Характерно, что на одном из таких собраний Ахилл считает возможным говорить с Агамемноном в присутствии воинов такими словами: «О, винопийца, со взорами пса, но с душою оленя!» («Илиада», I, 225), «Царь — пожиратель народа!» («Илиада», I, 231).
Обособленность отдельных воинских отрядов сказывается и на общей организации объединенного ахейского ополчения. Отсутствует общевойсковая казна.

Гомеровское общество. Социальная структура общества. Хозяйственная специализация.

Военная добыча немедленно распределяется между предводителями отрядов или попадает непосредственно в руки того, кто одержал победу над врагом. Среди рядовых воинов сохраняются присущие им племенные подразделения. «Воинов, Атрид,— говорит Агамемнону Нестор, служащий у Гомера олицетворением древней мудрости,— раздели ты на их племена и колена. Пусть помогает колено колену и   племени племя» («Илиада», II, 362). Таким образом, даже при осуществлении совместного военного предприятия сепаратизм, свойственный общинам в мирном быту, продолжает существовать, и отдельные части ахейского ополчения не сливаются в единое целое. Даже в тех случаях, когда в общественной и хозяйственной жизни общин гомеровского времени на-чинают намечаться предпосылки, ведущие к образованию объединений более широкого характера — объединений территориальных и политических, — внутри этих объединений нового типа роды, фратрии и племена все же еще вполне сохраняют свою самостоятельность. Таким образом, род, фратрия как объединение нескольких родов, фила как объединение нескольких фратрий, сохранившиеся в виде пережитков во многих греческих полисах более позднего времени, в век Гомера являются еще основным общественным делением.

1 комментариев к записи “Социальная структура гомеровского общества.”

  1. Саша:

    Как-то совсем расплывчато написано о структуре общества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2010-2024 История - История древнего мира.