Главная > Новое время > Реформация в Англии.

Реформация в Англии.

Реформация в Англии.

Ярчайшим примером сотрудничества королевской власти и парла-мента стала английская Реформация. Ее особенностью было то, что она проводилась королевской властью сверху и привела к утверждению в стране особой англиканской церкви. Основные этапы Реформации:
1. Акт о супрематии 1534 (правление Генриха VIII Тюдора);
2. 42 пункта Кранмера (правление Эдуарда VI Тюдора);
3. 39 статей «символа веры» 1571 года (правление Елизаветы I Тюдор).
Генрих VIII (1509-1547) имел немало прозвищ. Некоторые из них были связаны с его отношением к религии. Одно из первых прозвищ «король-богослов» он получил за свои недюжинные познания в теологии. Будучи вторым сыном короля Генриха VII, он не надеялся за-нять королевский престол, да и готовили его на пост ар-хиепископа Кентерберийского. Однако после смерти старшего брата Генрих стал королем. Второе прозвище его «король-папа» связано с английской Реформацией, так как в ходе ее Генрих VIII встал во главе новой церкви.
В первые годы своего правления король проявил себя ярым защит-ником католицизма. В 1521 году он даже написал (совместно с Томасом Мором) религиозное сочинение «В защиту семи таинств».
В это же время он вел страстную полемику с Мартином Лютером, об-виняя его в ереси совершенно нецензурными словами. Эта переписка является, безусловно, одним из самых значительных произведений «грубиянской» литературы средневековья. За эту переписку римский папа назвал Генриха VIII «защитником веры». Но вскоре в церковной политике короля произошел резкий поворот. В начале 30-х годов он становится инициатором проведения Реформации. Английская историография XVIII-XIX вв. видела ее главную причину в личных качествах Генриха, ибо Реформация началась с бракоразводного процесса с его первой женой Екатериной Арагонской. В современных исследованиях историки различных школ подчеркивают множество факторов, причин:
а) фактор экономический. Генрих VIII стремился пополнить казну за счет секуляризации церковных земель и продажи этих земель новому дворянству;
б) фактор идеологический – правительство хотело поставить церковь под контроль короля и государства, тем самым укрепляя абсолютизм;
в) фактор политический. Король хотел покончить с притязаниями Ри-ма на верховную власть в Европе и усилить свой собственный политический вес в европейских делах. Дело в том, что в 1529 году папа Климент VII (1523-1534) стал светским вассалом германского императора и испанского короля Карла V. Испания – старый враг Англии;
г) и фактор психологический, или личностный. Генрих VIII не имел сыновей, ему нужен был новый брак для решения проблемы наследника.
Историки марксистской школы преувеличивают экономические пред-посылки Реформации, либеральная историография (в зависимости от шко-лы) любые другие, упрекая историков-марксистов в экономическом детерминизме.

Отличие реформации в Англии от других стран. Особенности Реформации.

Конфликт с Римом начался с выступления Генриха VIII против анна-тов (от лат. annus -год). Аннаты – это единовременный сбор в пользу папской курии с лиц, получивших вакантную церковную должность. Первоначально этот сбор был равен годовому доходу с этой должности. Борьба против аннатов объединила все слои английского общества. В 1532 году был принят закон об отказе платить аннаты в папскую казну. А далее начинается бракоразводный процесс короля со его первой женой Екатериной Арагонской. Некоторые историки считают эту причину главной в разрыве с Римом. Вряд ли с этим можно согласиться, если бы дело было в женах, Генриху пришлось бы менять религию шесть раз, так как он шесть раз был женат. Две его жены погибли на эшафоте, Екатерина Арагонская умерла в тюрьме, возможно, была отравлена. Бракоразводный процесс был удобным поводом для начала борьбы с Римом. Поводом к разводу послужило заявление Генриха, что он не может жить с Екатериной, так как она была женой его старшего брата, то есть имеет место кровосмешение. Любопытно, что Генрих вспомнил об этом через 20 лет супружеской жизни. Да, Екатерина не устраивала короля: она не родила ему сына – наследника, но главное, она была теткой Карла V. Развод означал разрыв с Испанией, Германией, Римом. Папа отказал королю в разводе и не узаконил его второй брак с Анной Болейн. Когда же Генрих все же развелся, из Рима посыпались угрозы об отлучении. И тогда в 1534 году король издает акт о супрематии (верховенстве). Это начало английской Реформации. По этому акту король становится главой национальной англиканской церкви. Что это означало?
1. Король назначает всех духовных лиц в королевстве.
2. Аннаты и церковная десятина идут в пользу английского государства.
Признание законности акта о супрематии было обязательным для всех подданных королевства. Отказ от него расценивался как государственная измена и карался смертной казнью. Так за неповиновение королю был казнен знаменитый писатель-гуманист бывший лорд-канцлер Томас Мор. Решительные действия короля привели к тому, что Рим отлучил его от церкви. В папской булле говорилось: «Генрих, король Англии… выступал против заблуждений различных еретиков …оживившихся в наш век благодаря сыну предательства Мартину Лютеру… Ныне этот Генрих уклонился от истинной веры и апостольского пути… Далее, идя все к худшему, он (Генрих) не постыдился издать законы и постановления, которыми принуждал своих подданных под страхом смерти держаться еретических и раскольничьих правил, в частности в том, что будто римский первосвященник не есть глава церкви и наместник Христа и что в Англии верховным главою церкви является сам король….Мы …объявляем Генриха, короля и его помощников, при-верженцев, советников и всю свиту под полным приговором великого отлу-чения» (Булла папы Павла III об отлучении Генриха VIII, 1535 год). После отлучения последовал раскол. Можно считать, что первый этап Реформации закончился, вся структура церкви осталась прежней, только во главе церкви стоял король, да богослужение проводилось на английском языке. Но правительство начинает секуляризацию церковных земель. Однако и в этом английская Реформация носила половинчатый характер – земли конфисковывались только у монастырей (черное духовенство). По актам 1536 и 1539 гг. были изъяты земли у 3000 монастырей. Это дало казне 150 тыс. фунтов стерлингов. Кроме земли, изымались золотая и серебряная посуда, монастырская утварь, святые мощи, даже свинцовые крыши зданий. Утварь покупали католики, часто иезуиты. Роспуск монастырей послужил началом распродажи монастырских земель. С 1540 по 1600 год было продано около 800 крупных маноров – бывших монастырских поместий. Кто же их покупал? Большинство земель (5/6) купили «джентри», остальные – купцы, пред-приниматели. Интересно, монастырские строения часто становились работными домами. Секуляризация церковных земель, несмотря на ее половинчатость, углубляет пропасть между Англией и Римом. Поэтому Эдуарду VI (1547-1553) ничего не оставалось, как продолжить дело своего отца. В эпоху Эдуарда усилилось влияние кальвинистов в лице архи-епископа Кентерберийского Т. Кранмера. (Некоторые авторы полагают, что Кранмер был последователем М.Лютера). В церковную идеологию были привнесены некоторые кальвинистские догматы: отвергались индульгенции, упрощался культ, вводилось причащение хлебом и вином. Все эти преобразования были суммированы в 42 пунктах Кранмера. Решительные действия королевской администрации в вопросах догматики привели к расколу английской аристократии. Часть ее (Север, Запад и Ирландия) не поддержала реформу Кранмера и организовала Католическую партию – Лигу Севера. Католики укрепили свои позиции после смерти Эдуарда VI в правлении Марии Тюдор (1553-1558). Королева была дочерью Генриха VIII от его первого брака с Екатериной Арагонской, это определило ее религиозную ориентацию. Яростная католичка, она поддержала католическую партию. Чтобы укрепить позиции католицизма, она решила опереться на Испанию и обручиться с испанским королем Филиппом II. Он приезжает в Англию и женится на Марии Тюдор. Цели испанского монарха были вполне прагматичными, он не только хотел жениться и короноваться в Англии, но и взять власть в стране в свои руки. Первую часть плана выполнить удалось, вторую нет (английские лорды воспротивились). Филипп II возвратился в Испанию, в Англии же начинается кровавый террор против реформаторов. Кранмер был сожжен, его соратники последовали за ним. Католики и Мария Тюдор (она получила прозвище — Кровавая) праздновали победу. Папа римский прощает мятежную Англию и отпускает всем грехи. Но! Правительство, борясь с Реформацией, не отменило секуляризацию церковных земель. Это свидетельствует о том, что королева опасается недовольства со стороны нового дворянства. И эти опасения не были беспочвенны: в 1554-1556 гг. по Англии прокатилась волна антииспанских (антикатолических) волнений, в которых участвует буржуазия и джентри.
В 1558 году Мария Тюдор умирает и королевой Англии становится Елизавета I, дочь Генриха VIII и Анны Болейн. Елизавета I пользовалась поддержкой новых социальных слоев. Время Елизаветы (1558-1603) – время наивысшего расцвета английского абсолютизма. Она отменяет все контрреформационные акты Марии Тюдор и продолжает дело своего отца Генриха VIII. В первые годы ее правления католики Европы пытались остановить королеву руками все того же Филиппа II. Он предлагает и ей руку и сердце, но Елизавета отвергла эти предложения. (Филипп II был самым популярным женихом Европы, причем его цели были неизменны – величие Испании и католицизма).
Будучи личным врагом Рима (папа не признал ее права на английский престол), Елизавета I восстановила все реформационные акты и издает новые. В 1571 году были приняты «39 статей символа веры», они завершили Реформацию в стране и утвердили новую англиканскую церковь. Каковы же ее основополагающие принципы? Англиканская церковь в первую очередь была национальной церковью. В ней сохранились католические черты и утверждались протестантские.
От католицизма в англиканской церкви остались пышность культа, иерархическая структура духовенства, сохранилась церковная десятина в пользу государства. Осталось духовное землевладение (белого духовенства). По католическому принципу трактовались таинства крещения и причащения.
Протестантские принципы это в первую очередь учение Мартина Лютера «об оправдании верой», учение Жана Кальвина о предопределении, отрицание индульгенций и т.д. Англиканская церковь была независима от Рима, и ее главой было светское лицо – король. То, что церковь подчинялась лично королевской власти, помогло Елизавете в ее борьбе с католицизмом в стране.

В 1581 году королева первая в Европе начинает борьбу с орденом иезуитов. Вскоре она заявляет: «Всем иезуитам в течение 40 дней покинуть Англию, или же взойти на эшафот по поводу отсечения головы». Все прочие католики отдавались под строгий надзор полиции. Столь решительные меры королевы привели к активизации действий Лиги Севера. Католики опирались на шотландскую королеву Марию Стюарт. Лига Севера ставила своей целью свержение Елизаветы. В 1569 году католическая партия подняла восстание на севере страны, надеясь посадить на английский престол бежавшую из Шотландии и попросившую политического убежища в Англии Марию Стюарт. В последние десятилетия XVI века Елизавета I вела борьбу как справа – с католиками, так и слева – с кальвинистами. Вероятно, это было связано с поло-винчатостью английской Реформации. Английские кальвинисты – пуритане хотели установить церковь по типу женевской, чтобы священники не назна-чались, а выбирались. Они также требовали установления строгих религиозных кальвинистских обрядов и принципов. Социальной базой английского кальвинизма была торговая буржуазия. Само появление оппозиции в лице кальвинистов свидетельствовало о начале кризиса английского абсолютизма, ибо обозначились первые трещины в былом союзе королевской власти и ранней буржуазии. Эти трещины в дальнейшем будут разрастаться, вызывая противостояние 1640 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2010-2024 История - История древнего мира.