Последние комментарии

Главная > Новое время > Предпосылки Реформации

Предпосылки Реформации

Лютер

В первую очередь, предвестником Реформации была светская оппозиция схоластике, папству, католицизму, традиционному мышлению. Светской оппозицией стал гуманизм. Гуманизм – система взглядов, признающая ценности человека как личности, его право на свободу, счастье и т.д. Главным содержанием гуманизма был культ человека, поставленного в центр мироздания, признание первичности светского начала над религиозным. Гуманистическое миропонимание зародилось на Апеннинском полуострове, в Италии. В Италии в XIV-XV вв. возродился интерес к античности. Люди Возрождения или Ренессанса считали, что античность – это некий идеальный исторический период, когда процветали науки и искусства, государства и общественная жизнь. Они призывали изучать античное наследие. В XIV веке возникает понятие «studia humanitatis», то есть «изучение человеческого», от латинского «homo»–«человек». Гуманистами были люди разные по происхождению: монахи, дворяне, банкиры, купцы. Перед великой Античностью все они были равны. Сформировалась новая элита, т.е. совокупность лучших, наиболее уважаемых людей не по признаку происхождения, а по принципу обладания определенными познаниями и способностями. Центральными моральными принципами гуманистов были те, которые они называли «достоинством» и «доблестью». Пико делла Мирандолла (1463—1494) в своей «Речи о достоинстве человека» писал: «Великое чудо есть человек!» Суть человеческого достоинства великий итальянский гуманист видел в том, что человек  не имеет определенного места во Вселенной. Он сам, по своей воле может быть и выше ангелов, и ниже скотов. Его судьба находится в его собственных руках.

С одной стороны, гуманисты утверждали принципы буржуазного индивидуализма, что противоречило католическому мировоззрению. С другой стороны, они обращались к источникам первоначального христианства. Несмотря на то, что все они были христианами, к текстам «Священного Писания» они подходили с точки зрения исторической критики. Но гуманизм не мог стать знаменем идеологической революции. Гуманисты – это узкий кружок людей, писавших на классической латыни, не имеющий связей с широким «миром людей».

Реформация. Изменения в сознании k.lyq в эпоху Реформации.

Другим не менее важным источником Реформации стали средневековые еретические учения, так называемая, религиозная оппозиция католицизму. Что такое ересь? Как известно, ересь – это особое вероучение, отклонение в вопросах религиозной догматики. Еретические учения возникли очень давно, вероятно, вместе с христианством. И только в XIV-XV вв. в еретических учениях были сформулированы многие положения XVI века. К таким ересям можно отнести выступления Джона Виклефа в Англии, Яна Гуса в Чехии и др. Они отличались от ранних ересей тем, что в них уже звучат социальные идеи, земные устремления, надежды на лучшую жизнь на земле. Фридрих Энгельс писал: «Из равенства сынов божьих она (ересь) выводила гражданское равенство и уже тогда отчасти даже равенство имуществ».

Одно время в марксистской историографии была тенденция называть ереси XIV-XV вв. ранними реформационными движениями, или даже раннебуржуазными революциями. Однако это не верно. Еретические движения пока не вышли за рамки Средневековья и не стали общеевропейским явлением, как это стало с Реформацией. Но никакие идеологические теории не могут существовать независимо от общества и человека. В XV веке для Реформации созрели определенные предпосылки:

а) рост городов, развитие промышленности и торговли изменили менталитет средневекового бюргерства;

б) изменения в менталитете, а именно, отход от корпоративности, замкнутости, привели к повышению культурного уровня, «подъему чувства личности» в обществе — стремлению к свободе;

Реформация в Европе.

в) в среде духовенства (возможно, на уровне интуиции) возникает убеждение, что церковь уже не является «народной», ее нужно приспособить к нуждам людей (новых классов и социальных групп). Что же необходимо сделать для этого? Необходимо изменить традиционную католическую догматику и создать народную бюргерскую церковь. Это и сделали бюргерские реформаторы или, как их называют сейчас, протестанты XVI века – Лютер, Цвингли, Кальвин.

1 комментариев к записи “Предпосылки Реформации”

  1. Аня:

    Спасибо. Как раз нужен был материал по данной теме.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2010-2017 История - История древнего мира.