Последние комментарии

Главная > Греция > Изучение истории Древней Греции

Изучение истории Древней Греции

история Древней Греции

История Древней Греции изучается уже на протяжении длительного периода, и за это время исторической наукой были выработаны различные исследовательские подходы. В наши дни наиболее плодотворным следует признать цивилизационный подход к изучению античности. Цивилизация понимается как исторически обусловленная специфическая форма существования крупномасштабного общества, прошедшего свой исторический путь: зарождение, развитие, расцвет и гибель. На этом историческом пути были созданы присущие лишь данному обществу социально-экономическая, политическая и культурная системы с их основными ценностями и принципами жизнеустройства. Все эти элементы и породили множество черт, предопределявших специфику данной цивилизации, ее отличие от других.

Центральное место в каждой цивилизации занимает человек, который и выступает ее носителем. Человек является не только частью системы социально-экономических связей, определяющихся его производственным и сословно-классовым положением, но и культурно-историческим типом, несущим в себе картину мира с присущими данной цивилизации базовыми ценностями и ориентирами, которые и формируют мотивацию поведения человека. Таким образом, при цивилизационном подходе древнегреческая история там, где это возможно, раскрывается через познание человека той эпохи. При этом прошлое познается через объективизацию субъекта, т. е. через раскрытие внутреннего «я» человека во всем многообразии его деятельности (трудовой, социальной, политической, идеологической, повседневно-бытовой) и общественных связей.

Цивилизационный подход к изучению прошлого позволяет сделать общество центральным объектом исторического исследования, рассматривать его как всеобъемлющую макросистему. Благодаря этому открывается возможность не только выделять глобальные аспекты исторических процессов, не только рассматривать отношения больших социальных слоев и групп, но и изучать особенности их повседневной деятельности и мотивации поступков в зависимости от господствующих в обществе духовных ценностей. Таким образом, цивилизационный подход к истории ориентирует на познание человека в истории, а также созданного им общества.

Античная цивилизация имеет ряд особенностей, благодаря которым связь между процессами исторического развития и повседневной жизнью общества просматривается весьма отчетливо. Главная из этих особенностей – предельная сближенность государственно-политической, хозяйственной и личной, повседневно-бытовой сфер. В античном мире их взаимопроникновение было так естественно и глубоко, что разделить эти сферы порой оказывается невозможно. Личностное человеческое начало в жизни античного общества особенно ярко и своеобразно проявляется в том, какую роль играли в нем разного рода микроколлективы, например такие, как воинские контингенты, всевозможные коллегии и ассоциации, сообщества и содружества.

Тяготение к замыканию повседневной жизни в тесные, обжитые социальные мирки характерно для большинства ранних обществ. В Древней Греции это были местные общины, религиозные сообщества. По принципу контактной группы, спаянной специфическими межличностными отношениями и взаимозависимостью ее членов, формировались боевые дружины царей-басилеев и вождей, защищавшие поселения архаической Греции. И в позднейшее время сообщества сторонников того или иного политического деятеля продолжали играть значительную роль в жизни полисов, поддерживая своего руководителя в народном собрании (порой даже терроризируя его противников). Для истории античной Греции характерна сближенность политической, хозяйственной и повседневно-бытовой сфер, повышенная роль личности в политике, а микроколлектива – в общественной жизни.

Одним из важнейших аспектов жизни любого общества является духовная культура, порожденная всесторонней деятельностью членов этого общества. Основу духовной сферы народа составляет совокупность его представлений об окружающем мире, о месте в этом мире как всего общества, так и каждого индивида. Восприятие человеком мира обусловлено природной и общественной средой его обитания, историческими корнями человека, а также традициями, относящимися ко времени формирования его мировосприятия. Данный комплекс представлений и основывающихся на них верований в конечном счете и формирует этические нормы и духовные ценности народа. Таким образом, основная функция духовной сферы состоит в том, чтобы укреплять единство общества и обеспечивать сохранение его идентичности.

При цивилизационном подходе к истории большое внимание уделяется и государству как центральному элементу политической структуры общества. В античной цивилизации государство имело немало особенностей, отличавших его от политических структур, существовавших в последующие эпохи. Не отрицая сути государства как инструмента политического господства правящей социальной группы, все же должное внимание следует уделять тем его чертам, которые в сознании людей каждой эпохи выдвигаются на первый план: государство как олицетворение правосудия и справедливости, как хранитель целостности и безопасности народа, как арбитр в «споре» между личными и общественными интересами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2010-2017 История - История древнего мира.